'Партия' (звуковое решение фильма)
Номинация за лучшую звукорежиссуру (Телемания-2022, Москва)
Лучшее звуковое решение в игровом фильме (Интонации-2023, Санкт-Петербург)
Лучшее звуковое решение в игровом фильме (Золотая Пятерка 2023, Москва)
Следующая статья посвящена опыту звукорежиссуры при производстве курсового фильма «Партия» (реж. Александра Максимова – ВГИК, 2022).
Студенческая кинокартина создана по мотивам произведения «Cны Альберта Морленда» Фрица Лейбера. Главный герой испытывает проблемы со сном и ему приходят пугающие ведения. Ему кажется, что он играет в игру с необычным противником и что эта партия будет решающей не только для него, но и для человечества в целом.
Съемочный период проходил с мая по июнь 2021 года. Монтажно-тонировочный период шел весь август 2021 года, вторую половину января и с марта по апрель 2022 года. Основной задачей было осуществление записи фонограммы с площадки и создания звукового решения, включая озвучивание анимационных сцен. Впервые картина была представлена в Доме Кино 22 апреля 2022 года.
За основу звучания был взят сериал «Карамора» (реж. Данила Козловский, звукорежиссером которого был Алексей Самоделко, а музыку писал Олег Карпачев). Идея использовать этот сериал в качестве референса по звучанию была предложена режиссером. В сериале перед композитором и звукорежиссером была поставлена задача «изобразить» период России начала XX века, поэтому в звучании характерно преобладание музыки, скромность звукового дизайна и синхронных шумов.
При производстве звукового решения, основной акцент ставился на фонограмму с площадки, главным образом в диалоговых сценах, из-за естественности речи и движений героев. В анимационных сценах были использованы записанные на оптическую пленку архивные фонограммы (одна из таких библиотек называется “Red Library”, лицензия «Creative Commons 0»). Это было сделано для того чтобы погрузить зрителя в желаемый режиссером временной период.
Несколько слов о несовершенствах. Иногда нужно уметь останавливаться и оставлять всё так, как есть, ведь «лучшее - это враг хорошего». Так, в процессе производства приходилось несколько раз переделывать фонограмму – мотивировало меня желание сделать надлежащее звучание (на фестивалях нередко критически оценивают фонограмму). Тем не менее, возможно услышать несколько моментов, которые могут трактоваться как «изъяны»:
- при просмотре фильма, зрителю может показаться, что фонограмма перенасыщена музыкой, а иногда, нужно давать возможность возможность «отдыхать»;
- при воспроизведении фильма в некоторых залах испытывались трудности в звучании закадрового текста и некоторых реплик по отношению к музыке: это говорит от техническом несовершенстве в плане трансляции звучания в различных локациях и устройствах;
- вполне возможно, что было бы ценнее использовать собственные библиотеки фонограмм (т. е. записанных лично мною) в большем соотношении к свободно распространяемым – звучание могло бы стать более уникальным.
20 октября 2022 года, фильм был номинирован за лучшую звукорежиссуру в рамках студенческого фестиваля «Телемания-2022», организованный Институтом кино и телевидения (ГИТР). 29 апреля 2023 года фильм победил в номинации «Лучшее звуковое решение» на фестивале «INтонации-2023», организованный кафедрой звукорежиссуры СПБГИКиТ. 16 мая 2023 года фильм получил специальный приз за лучшее звуковое решение и победил в номинации за лучший короткометражный фильм в рамках фестиваля «Золотая Пятерка-2023» (Московский Государственный Институт Культуры). Таким образом, фильм стал первой работой (с 2017 года), получившей упоминания на фестивалях в номинациях за звукорежиссуру.
Режиссер: Александра Максимова. Композитор: Тимофей Горяшин. Оператор-постановщик: Анастасия Колененкова. Звукорежиссер: Максим Малолеткин. ВГИК 2022.